Большинство людей в погоне за счастьем стремятся улучшить свое финансовое состояние и заботятся только о физическом теле, не думая о развитии ума. При этом важно знать, что материальные блага временны и лишь чистый ум способен сделать человека гармоничным и счастливым. В буддизме для его обретения есть специальный путь – медитация Сатипаттхана. В современном языке практикой Сатипаттханы называют одну из методик Випассаны, но чаще – саму Випассану, хотя между этими направлениями есть некоторые различия.
Сатипаттхана – медитация направленности внимания, которая становится все более популярной во всем мире. Ее суть отражена в названии, состоящем из трех частей:
Такое сочетание означает пребывание в сильном состоянии памятования (осознанности), которое очищает, гармонизирует и тренирует ум. Об этом состоянии упоминает Будда в своем учении «Маха Сатипаттхана сутта», рекомендуя практиковать его для духовного роста.
Основу этой практики составляет созерцание четырех составляющих:
Сосредотачиваясь во время медитации, необходимо концентрировать внимание на каждом из этих пунктов.
Сатипаттхана при регулярном выполнении способствует достижению следующих результатов:
Медитировать подобным образом полезно каждому человеку, независимо от его принадлежности к буддизму. Такие медитации способствуют раскрытию ума, открывают более широкие возможности и скрытые таланты.
Обучение Сатипаттхане рекомендуется проводить с опытным наставником, поскольку новичку будет сложно самому постигнуть все тонкости этой методики. К тому же одиночные самостоятельные занятия не дают должного результата. Для более полного ознакомления с основами данной практики следует прочитать книгу буддийского монаха Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана» (перевод с английского Дмитрия Ивахненко).
В буддизме принято считать, что между человеком и его умом нет отождествления, поэтому не может быть таких понятий, как «Я» и «эго». Чтобы понять это, нужно практиковать медитацию Сатипаттхана. Сосредоточенно наблюдая за чем-то конкретным, например, за ходом собственных мыслей или движением живота во время дыхания, можно дистанцироваться от этого и минимизировать привязанность.
С данной техникой тесно связано понятие джханы – состояния полной сосредоточенности ума на одном предмете, при котором сохраняется абсолютная осознанность и фокусировка. Такое состояние считается умственной яркостью.
Каждый медитирующий, который смог пережить джхану, познает, каким бывает «чистый ум». Медитируя без достижения джхан, нельзя узнать, какими тончайшими могут быть помехи, и дальше пребывать в уверенности, что ум очистился. Но в действительности этот «мусор» остается невидимым и не позволяет добиться необходимых результатов от медитации. Поэтому в учение о Сатипаттхане обязательно входит практика самадхи, способствующая достижению джханы, и этим оно отличается от классической Випассаны.
В ходе медитации появляется внутреннее умиротворение, обретается мудрость и вещий ум. Но для этого крайне важно избавиться от указанных помех, основными из которых считаются:
Не устранив эти препятствия, нельзя добиться успеха в Сатипаттхане.
В буддизме утверждается, что достичь Просветления можно, только следуя по Благородному Восьмеричному пути, в котором должны быть правильными следующие состояния:
Все эти ступени нужно пройти поочередно, а медитация Сатипаттхана является средством перехода между двумя последними – осознанностью и сосредоточенностью. Без нее нельзя достичь этих двух состояний.
Существует две наиболее эффективные техники Сатипаттханы, которые можно выполнять самостоятельно:
В ходе медитации Сатипаттхана в каждом случае необходимо:
В результате Сатипаттханы медитирующий должен понять, что необходимо делать после выхода из джханы для вскрытия глубоко заложенного неведения о своей душе и увидеть «истину безличности», которую видел Будда. Выполнить это непросто, но возможно. При тщательном соблюдении всех рекомендаций такой процесс может занять не более 7 дней.
Во время ежедневной медитации желательно чередовать обе техники. По Махаси Саядо, Сатипаттхану следует практиковать с равными промежутками времени в хождении и в сидячем положении. За счет поочередной смены движения и неподвижности даже при непрерывном выполнении упражнения в течение суток не появится сильная физическая усталость. При этом будут созданы все условия для непосредственной работы с осознанностью.
Важно, чтобы выполнение медитаций было регулярным на протяжении хотя бы двух недель. В период проведения Сатипаттханы необходимо изменить режим жизни:
Привыкнуть к этому непросто, но те, кто сможет, за указанные 2 недели добиваются весьма выраженных результатов. Хотя начинающим лучше обратиться за помощью к наставнику с опытом.
Иша Крийя – это простые, но очень эффективные медитативные техники, основанные на том, что человек…
Заземление – это связь с энергией Земли, которая требуется каждому человеку для того, чтобы осознавать…
Для исцеления от многих физических и психологических проблем бывает достаточно избавиться от негатива, создать гармонию…
Медитация на замужество за любимого – это особая практика, которая сочетает в себе 2 направления:…
Олег Юрьевич Сумарин – психолог-практик и автор собственных психотерапевтических методик. Медитация при ВСД Олега Сумарина…
Для борьбы с бессонницей нужно медитировать. Сама суть медитативных практик заключается в расслаблении тела и…